На берегу Томи
Родилась Марина 1 августа 1960 г. в Юрге (Кемеровская область), здесь жила до окончания школы №15. Много времени маленькая Марина проводила на даче, на правом брегу реки Томи вместе с бабушкой. Много читала книг. Именно живописная природа, окружение, образ жизни на даче сформировали Марину, как личность, считает её мама Лидия Антоновна Мареева. Лидия Антоновна живёт в сибирском городе Юрге, откуда родом знаменитая российская писательница и драматург Марина Мареева.
Марина после окончания школы, поступила в Томский государственный университет на факультет журналистики.
— Пока училась на 1 курсе, написала сценарий об учительнице музыкальной школы. И отправила работу Евгению Габриловичу, он пригласил ее в Москву. Хотя конкурс был около 250 человек на место, рассказывает Лидия Антоновна.
Москва: работа, фильмы, награды
Ее наставниками в институте кинематографии были Евгений Габрилович, Семен Лунгин, Анатолий Степанов. А. Я. Степанов впоследствии стал отцом единственного сына Марины — Василия.
Сейчас за плечами Марины Евгеньевны Мареевой диплом факультета кинодраматургии ВГИК, около 20 снятых по ее сценариям фильмов, изданные книги, многочисленные награды, премии в России и за рубежом. Она — член Союза кинематографистов, академик киноакадемии «Ника», Марину приглашают в жюри кинофестивалей.
Первый фильм — «Отшельник» вышел на экраны в 1992 году, одна из недавних премьер –сериал «Линия Марты». Самые известные, наверное, «Две луны и три солнца»(1998 г.), «Тоталитарный роман» (1998 г.), «Принцесса на бобах» (2000 г.), «Зависть богов» (2000 г.); сериалы «Королева Марго», «Васильевский остров» (2009 г.), «Наследницы»(2001 г.).
На мой вопрос «Советуется ли с ней дочь в творческих вопросах?» Лидия Антоновна
— Интересна ли ей жизнь родного города?
— Конечно. Я посылала книгу о Юрге, периодически газеты отправляю, про недавний визит Шойгу им, например, газету отправляла. Вася тоже интересуется тем, что у нас происходит. Мы часто общаемся по телефону, обмениваемся посылками.
— Вы какое? то время жили в Москве вместе с дочерью и внуком, чем вам ближе Юрга?
— Около десяти лет я там жила, и это была замечательно праздничная жизнь. Марина и Вася живут на два города — Москва и Питер, и там, и там есть квартиры. И они личности ворческие и в их окружении очень интересные люди, - рассказывает Лидия Антоновна,- Но в Юрге я дома. Я настолько комфортно себя чувствую, я столько вижу добра, внимания от людей. Марина с Васей долго меня уговаривали, но сейчас мы договорились, что пока я здесь. Они собираются в гости.
Главный человек в кино
— Как вы считаете, полностью востребована в условиях нынешнего кинематографа Марина Мареева?
— Она имеет определенный профессиональный навык, и я могу сказать, что она востребована, как профессионал. Но уже давно, бывает так, что она делает работу, но она выходит не под ее фамилией. Например, продюсеры Александр Буравский и Дэвид Голдберг приехали из Америки и заказали ей сценарий «Ленинград». Привезли из Ленинки «Блокадную книгу», «Дневник Савичевой». Марина читала по ночам и рыдала. Она написала синопсис. Это реальная история, когда английская журналистка случайно осталась в Ленинграде, не успела на самолет. Когда половина была написана, Буравский вдруг ей говорит, что надо написать, что ленинградцы были уже готовы сдать город, не выдержав мук голода и холода. Марина говорит: «В таком случае моей фамилии под этим не будет». И сценаристом значился А. Буравский. Сейчас в кино главный человек — продюсер.
— Раньше было по ? другому?
— Раньше сценарист участвовал в процессе съемок, с ней советовались в выборе актеров, сцен, решении каких-то эпизодов. И даже в таких условиях могли случаться неожиданности. Например, в фильме «Зависть богов». Сначала он назывался «Кружение сердца», так как режиссер Владимир Меньшов очень любит Герцена, а в «Былое и думы» есть глава с таким названием. Но в переводе на английский «Зависть богов» звучало лучше. В. Меньшов (на снимке с Мариной Мареевой) делал этот фильм с прицелом на международный прокат. И даже, активно участвуя в съемках, Марина на премьере не смогла смотреть интимные сцены из этого фильма, сказав позже: «Я писала историю душ, а не историю тел».
Из совместного творчества возникали другие идеи и предложения. Так, Вера Глаголева и Александр Розенбаум уговорили Марину написать для них сценарий. Не сразу, но она написала, там тоже была затронута тема блокады. Так был снят фильм «Саид-степ», где они снялись в главных ролях: бывшего боксера и матери начинающего боксера. Съемочная группа «Наследниц» убедила написать продолжение этого сериала. Сейчас такого нет: все деньги и деньги, скорость… Никаких взаимных решений, задушевных разговоров. Может быть это и правильно, может быть так и надо,-продолжает Л.А.Мареева,- Но когда-то Жан Габен, когда его спросили «Что главное для успеха фильма?», ответил: «Три составляющие. Первое — сценарий; второе — сценарий и третье — сценарий». Светлана Шмелькова